Сады романтизма

В конце ХVIII века, и особенно в первой половине XIX века приобрело популярность идейное и художественное направление культуры, получившее обозначение Романтизм.

В ХVIII веке понятие романтического отличалось от современности, этим термином обозначали все странное или необычное, живописное, а главное его применяли к содержанию книг, выдуманным образам, не существующим в действительности. Он зарождался, прежде всего, как литературное направление, но оказал значительное влияние на многие направления, начиная живописью и музыкой, заканчивая садами и стилистикой одежды. Классицизм, можно сказать, превозносил идеалы античности, архитектуры, культуры в целом. Романтизм так же возвращался к мифам, легендам, но так же и к народным сказаниям, сказкам, поверьям, трансформируя их и извлекая наиболее яркие идеи и образы. Романтизм был более демократичен, приближен к народу, и своим формированием он во многом обязан появлению образованного среднего класса в Европе.

 

Идеи романтизма нашли широкое распространение и в садово-парковом искусстве. Сад стал не только местом отдыха, но появилась некоторая атракционность пространства. Он не только передавал застывшие художественные и поэтические образы, но это могла быть целая история, которую автор передавал через оформление и наполнение сада, его планировку. Ярким примером такого сада можно назвать парк Софиевка в Умане. Он не просто передает статические художественные образы, а переносит нас в них. Павильон Флоры, Тарпейская скала, удивительный подземный канал – река Ахеронит, мы не только наблюдаем, мы переносимся в одну из историй, касаемся их сути.

Для воплощения литературных и художественных образов в парках были созданы новые принципы организации, заимствовались из других культур и создавались новые приемы. Парк мог включать в себя зоны и регулярной и  пейзажной планировки, скульптуру, беседки, мостики и другие элементы стилизованные под архитектуру прошлых веков, богатый ассортимент растений, обращение к идиллическим сельским пейзажам. Но особенным приемом, воплощавшим в себе идеи парка романтизма стали «руины» – имитации разрушенных временем древних храмов, гробниц, замков, увитые жимолостью и виноградом и каменные «хаосы» – нагромождение диких скал.

Хаос символизировал начальное состояние мира – мощь и энергию начала, а руины, в свою очередь, подводили к идее конечности, кратковременности славы.

Идеи, заложенные при создании многих парков романтизма были продуманны и мастерски реализованы, благодаря планировке, растительным группам, инженерным и декоративным элементов они и сейчас производят сильные впечатление, радуют, оставляют массу эмоцию.

Сады романтизма 5.00/5 (100.00%) 3 Голосов